АСТР


История

Свободная школа «АСТР» расположена на территории бывшего детского городка им. Коминтерна. История этого удивительного места началась в далекие 20-е годы прошлого столетия. Тысячи беспризорных ребятишек, бродили по просторам изуродованной революционными боями молодой Советской республики. Советское правительство несмотря на серьёзные экономические трудности выделяла большие финансовые средства на создание школ и домов для беспризорных. 

Декретом Совнаркома от 12.04.21г. Одесский Детский Городок, появившийся в Одессе годом ранее, был преобразован в Первый “Показательный Детский Городок им. Коминтерна”. С этого момента в его распоряжение предоставлялись здания Кадетского Корпуса, все дачи бывшего поселка “Самопомощь”, дача Валету, пляж и купальни курорта Аркадия со всеми постройками, службами, садами и огородами.
 

На территории от 4-й до 6-й ст. Б. Фонтана расположилось 23 детских дома (среди них — литовский, украинский, еврейский, польский и 7 детских садов), 14 мастерских, лечебно-воспитательные школы. В 30-е годы Городок стал Республиканским центром по работе с детьми-сиротами. Здесь во время написания “Республики ШКИД” жил Л. Пантелеев. 

К “коминтерновцам” приезжали за опытом видные педагоги и ученые разных стран, среди них — Ф. Нансен, писатель М. А. Нексе, профессор Дьюи, который после посещения Одессы написал: “Нигде в мире мне не довелось встретить таких счастливых приютских детей”.

Воспитание в Городке коренным образом отличалось от педагогических приемов, принятых в других подобных заведениях. Детские сады Детского Городка работали по системе Марии Монтессори (в настоящее время в Украине эта методика усиленно изучается и становится все более популярной). Взрослые общались с детьми на равных, но фамильярные отношения между преподавателями и воспитанниками исключались; мнения учителей никогда не навязывались, а ученики были свободны в высказываниях. Существовали детские советы, где обсуждались все злободневные вопросы. Педагогический процесс Детского Городка организовали преподаватели Института Народного образования (ныне — ОГУ), поэтому уровень подготовки был очень высок. Бывшая “коминтерновка” Т. А. Леер, общавшаяся с американским послом, после рассказывала, что дипломат был поражен глубиной ее знаний и широким кругозором. Он крайне изумился, узнав, что такое образование девочка получила в детском доме.

После школы выпускники устраивались работать на одесские предприятия (в “коминтерново” действовало 14 мастерских, и воспитанники могли выбрать и получить профессию по душе) или шли учиться в техникумы и вузы. Совет ветеранов проверял их жилищные условия. Основой воспитания был труд: дети работали в учебных мастерских, в садах, на полях, фермах, огородах. При этом учитывался возраст воспитанников, их наклонности и увлечения.

В 1940 году ДГ был реорганизован в крупнейшее в Украине ремесленное училище (РУ №1). 1500 воспитанников Городка стали его учащимися. После Отечественной войны территория была разделена на две части: в одной части расположилось профтехучилище, а на второй детский санаторий им. Чувырина.

В начале 1990 г. группа молодых педагогов Одессы, в т.ч. Ольга Гребенщикова, Ирина Онысько, Ольга Бабченко, посетив 1-й Московский семинар по вальдорфской педагогике, “заболела” идеей создать в Одессе школу нового типа. И не просто школу, а целый учебно-методический комплекс — Детскую Деревню. Для подготовки кадров новой школы срочно стал готовиться семинар по вальдорфской педагогике и в июне 1990г.он был проведен совместно с финскими друзьями в г. Одессе (и на Украине!) За два года в Одессе Центром развития вальдорфской педагогики (так назывался прообраз УМЦ “АСТР”) было организовано и проведено пять таких семинаров. Параллельно с этим решались организационные вопросы и подыскивалось подходящее место для комплекса Детской Деревни. Одним из первых рассматриваемых вариантов было бывшее графское имение на берегу высыхающей р. Барабой на территории с. Васильевка Беляевского р-на Одесской области. Но объем ремонтно-восстановительных работ и транспортные проблемы отрезвили Ольгу и ее соратниц. 

Поиск продолжался в черте города, и вскоре в связи с освобождением санатория им. Чувырина (территории бывшего Детгородка им. Коминтерна) на 5-й ст. Б. Фонтана это место предложили под Детскую Деревню на условиях аренды. В мае 1991 г. был утвержден Устав малого предприятия — Учебно-методического центра “АСТР”. Вот почему 8-го мая празднуется день рождения УМЦ “АСТР”.

Всё было оставлено в неудовлетворительном состоянии: территория требовала генеральной уборки и благоустройства, а здания и сооружения — ремонта. Совет Учредителей 02.92 г. утверждает Положение о Свободной школе, как подразделение УМЦ “АСТР” и постановляет открыть 1-й класс Свободной школы в г. Одессе 21 сентября 1992 года. Что и произошло в указанный срок. Паралельно с обучением детей начался ремонт учебных корпусов. Шли годы, росло количество учеников, появлялись новые классы. Начал работать детский сад, в школе появился свой лицей. В настоящее время в школе и лицее обучается около 140 учащихся. Детский сад посещает 60 детей. В 2004 г. создан центр иппотерапии для лечения детей страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы.

Учебно-воспитательный комплекс «АСТР» не только учит детей, но и проводит большую благотворительную деятельность. 
В школе обучается около 40 детей которые получают скидки или освобождаются от оплаты, сюда входят дети учителей и дети из малообеспеченных семей. Регулярно проводятся праздники для детей – сирот. УВК «Свободная школа «АСТР» регулярно выделяет средства для приобретения игрушек, одежды, питания, медицинского оборудования для малообеспеченных семей, лучших выпускников школы и детей-сирот обеспечивает стипендией при дальнейшем обучении в ВУЗах и техникумах.   
 

Разве школа – это не храм науки, не целый театр, на сцене которого зарождается искусство нового социального бытия? И если мы поставим перед собой задачу построить в нашем городе такую школу, которую действительно хотелось бы назвать храмом или «колыбелью» знаний, то невеликое ли дело мы совершим, не значимое ли? Я убеждена: строить школы – это ныне необходимо, как никогда! Почему « ныне», почему сегодня? Сейчас уже все учителя понимают, что современный ребенок – это уже не тот ребёнок, который приходил к нам в школу даже лет 15-20 назад. В этот новый век индивидуальностей, когда дети уже в год говорят слово «я», когда жизнь становится всё более и более виртуальной, компьютерной, наш ребенок, а вернее его хрупкая душа, нуждается в божественной защите! Для того, чтобы сохранить его физическое и душевное здоровье, как подсказывают ученые, нам необходимо создать вокруг ребенка атмосферу тепла и уюта, « выдернуть» малыша из прямоугольных форм, окружить его природой, красками радуги и духовностью. Мы можем построить такую школу, в которой на каждом шагу будет чувствоваться присутствие ангелов и архангелов, охраняющих наших детей, бережно ведущих их по ступенькам знаний в земную жизнь. Пусть именно здесь, среди огромных старых дубов и елей, на Фонтанской дороге, 25, в центре Одессы, вырастет школа-храм, с просторными учебными классами, с мастерскими народных ремесел и творчества, с чистыми бассейнами и гимнастическими залами, с планетарием под куполом и с левадой для маленьких лошадок, без которых детям будет так скучно учиться.

 

 Читайте также: