АСТР


Рисование форм-русский зык

   


Основные темы:
  • Рисование форм,
  • добукварный период,
  • букварный период 

Прежде, чем перейти к изучению родного языка, а тем более начать писать, необходимо убедиться, что рука маленького человека, пришедшего в совершенно новую жизнь, социальную обстановку, готова к выполнению такой нелегкой работы, как письмо. Поэтому рекомендуется до введения букв заняться с первоклассниками тем, что поможет развить моторику рук, пространственно увидеть линии прямые и кривые на чистом листе, научиться держать мелок, видеть рисунок в общем и целом – это рисование форм.

Повсюду в мире мы встречаем геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольники пчелиных сот, спирали на раковинах улиток и т.п. Рудольф Штайнер рекомендует заниматься с детьми геометрией задолго до того, как они смогут пользоваться линейкой и циркулем. Уже с первого класса дети начинают рисовать самые простые, элементарные формы. Учитель обращает внимание детей на их руки, говорит о том, как человек может работать своими руками. Потом по очереди вызывает всех к доске и даёт возможность начертить мелом полукруг или дугу. Сначала учитель рисует образец, который дети повторяют.

Не обязательно заниматься рисованием форм только в классе. Можно, чтобы дети вышли на школьный двор и побегали по кругам и спиралям, а затем вернулись в класс и нарисовали эти формы в тетрадях. По манере идти, смотреть, рисовать можно многое сказать о ребёнке.

Вскоре рисование форм как часть эпохи родного языка  уступает место добукварному, а впоследствии и букварному периоду. Очень важно, чтобы ученики много говорили, произносили разные звуки в разных модификациях, для чего служат множество упражнений в рецитации.

Весь процесс обучения родному языку подчинён формированию навыков речевой деятельности учащихся, развитию умений содержательно, чётко и ясно выражать мысли и чувства в устной и письменной форме.

Ещё одна составляющая начального обучения - формирование графических навыков и техники письма. Важно, чтобы письмо младших школьников было аккуратным, разборчивым, его скорость удовлетворяла учебные потребности детей с учётом их индивидуальных особенностей.

В основе орфографической грамотности лежит умение соотносить звуковой и графический образы слова, обозначать звуки слова буквами без пропусков, замен, вставок, перестановок букв, безошибочно писать слова, написание которых основано на прямом соотношении между звуками и буквами.

Изучаемые буквы и звуки разделены на две существенные группы: гласные, основанные на выражении чувств человека, и согласные, основанные на материальном выражении сути предметов в зависимости от четырех стихий. На первой эпохе были пройдены все гласные.

Трехчастная структура изучения гласных позволяет на первом уроке воспринять образ звука, на втором уроке изобразить полученную картину, а на третьем уроке вывести из чувственного образа графический силуэт буквы, соответствующей конкретному звуку. 

В первом классе на начало учебного года присутствует 14 человек: 5 девочек и 9 мальчиков разновозрастного состава (от 5,5 до 7 лет). Ребята преимущественно сангвиничного типа темперамента, однако, есть и меланхолики. К концу эпохи стало видно, что первоначальная социальная задача формирования коллектива достигнута: все ребята контактируют, играют вместе. Класс в общем очень подвижен, иногда даже слишком. Несмотря на желание играть, образный материал воспринимают с удовольствием, слушают внимательно и без особых трудностей воспроизводят услышанное.

 

Башкатова Даша

Довольно своенравная девочка, растущая обласканной и оберегаемой со всех сторон, что объясняется состоянием здоровья: была родовая травма, в результате которой присутствуют проблемы с верхней частью позвоночника. Девочке противопоказано сидеть на стуле, так что на занятиях она сидит на подвижном надувном мяче, что часто не позволяет ей сосредоточиться на задании. Часто манипулируя любовью мамы,  Даша любыми средствами добивается своего, поэтому ей нелегко приходится в детском коллективе, так как дети не желают уступать по любому поводу. Даша нередко капризничает, может отказаться от выполнения задания, погружаясь в свою игру. Но при желании работает хорошо. Имеет развитую речь, старается писать и вести тетради аккуратно. Не стесняется обращаться за помощью, легко принимает помощь как от учителя, так и от других ребят. Если видит в учителе авторитет, то проблем с капризами почти не бывает.

 

Морий Филипп

Филиппу только исполнилось 6 лет, когда он начал учиться. Видно, что ребенок физически к школе готовый, но психологически еще не готов воспринимать интеллектуальную информацию и выполнять задания в полном объеме. По большому счету ему было бы неплохо еще год побыть в детском саду, о чем родители были поставлены в известность изначально. Филипп часто «зависает», сидя на первой парте очень часто нуждается в повторе задания. При этом ребенок сангвиник, что выражается в его социальном общении. Он редко сам проявляет инициативу, но практически всегда повторяет за кем-то из ребят определенные действия: один поет – Филипп поет, один бежит обниматься с учителем – Филипп бежит обниматься и т.д. В тетради Филипп пока ориентируется слабо, может, переворачивая страницу, несколько листов пропустить, перепутать начало и конец тетради. Самая частая фраза в его обиходе: «Я не умею…». Надеюсь на то, что Филипп дорастет до нужного состояния и сможет учиться наравне с остальными ребятами.

 

Шапорин Иван

Взрослый, высокий мальчик. Всегда позитивно-жизнерадостный, зачастую даже слишком! Его сверхгиеперактивность постоянно заставляет учителей и детей находиться в тонусе. Он очень часто вскакивает с места, ему постоянно надо двигаться. Он очень громко и весело смеется и сконцентрировать его внимание на работе бывает нелегко. Однако, у Вани прекрасная память, аналитический склад ума. В тетради у него много моментов, над которыми надо работать: рисунки очень резкие, много черканий и грязи. В свои рисунки он всегда добавляет что-то свое, не всегда имеющее отношение к заданию. Мальчик очень интеллектуально развит, но волевые усилия при этом ему прикладывать непросто. Любую работу, как истинный сангвиник он выполняет очень быстро и очень…неаккуратно. При этом мальчик очень добрый, социально сверхактивный, «любит весь мир».

 

Буравлева Кира

Кира пошла в школу, не имея полных 6 лет. Несмотря, что это еще рановато для школы, она, все же, психологически и физически справляется с тем, что она теперь ученица. Девочка-сангвиник социально активна, всегда находится в кругу детей. Кира всегда внимательна, всегда замечает, когда кого-то из ребят нет в школе. Учиться ей интересно, но прикладывать волевые усилия не особо хочется, поэтому и рисунки в тетрадях тускловаты, на мелок нажимать, как надо, она не особо стремится. Бывают моменты, когда Кира устает, ей хочется посидеть на полу или полежать на ковре. Но, как показывает практика, большая часть подобной усталости – это попытки симулировать и манипулировать, так что, учителю нужно быть внимательным и четко отфильтровывать реальную усталость от желания «поваляться».

 

Богомильчук Ярослав

Ярик – очень сознательный ученик. Он действительно пришел в школу учиться! Ярослав всегда очень внимательно вникает в любое задание, он методично и упрямо будет выяснять любые нюансы, вплоть до стороны мелка, которой надо рисовать. Обладая флегматическим типом темперамента, Ярик всегда совершено спокоен, н когда не будет кричать или бешено гонять по кассу. Он сосредоточенно вникает в любую игру, никогда не лезет вперед, стремясь стать возле учителя. Это состояние позволяет ему аккуратно и старательно вести тетради. Не все выходит сразу, но видно, что Ярослав хочет знать и уметь.

 

Михайлов-Краснов Юра

Юра – подвижный, веселый мальчик. Очень любознательный, знает множество интересного о животных. Юра с удовольствием принимает участие в жизни класса, легко воспроизводит стихи и песни из ритмической части, Однако, при этом есть довольно серьезная логопедическая проблема, требующая однозначной коррекции. К сожалению, Юра проболел немалую часть эпохи, так что, придется работать в более усиленном режиме.

 

Галамага Марк

Марк – крупный жизнерадостный мальчик. Социально активен. Ему нравится играть с ребятами. У Марка очень громкий голос, так что, когда он поет, слышно только его! У него хорошая память, он знает все стихи и песни из ритмической части. Как и у многих сангвиников, у Марка не всегда хватает терпения и усидчивости. Когда наступает момент самостоятельной работы, он может часто отвлекаться, так и не успев сделать необходимое задание. К примеру, каллиграфия вызывает у него серьезные трудности, так что ему приходится тратить на это довольно большие усилия, при этом устно считает он очень быстро и громко!

 

Попов Богдан

Богдан – мальчик с характером. Довольно хитрый и умный, для того, чтобы повернуть ситуацию так, чтобы вышло так, как он хотел. При этом на уроках старается делать все, однако, далеко не все получается. В тетрадях у Богдана аккуратные рисунки, но он часто не верит в свои силы и просит помощи, так что, задания выполняет обычно позже всех. Все это говорит о слабой воле: работа в прописях  для него – просто мука! Богдан всегда старается быть в центре внимания. В социальных играх часто пытается занять ведущую роль, а когда это не удается, может и расстроиться.

 

Шалягин Артем

Артем пришел в класс не сразу и пробыл с нами только две недели. Но, посещая ранее пришкольный детский сад, знал многих детей, поэтому очень быстро и легко влился в коллектив. Артем, как настоящий сангвиник, очень подвижный и активный, иногда даже слишком: может и в драку полезть. За две недели в классе он успел сжевать полный набор мелков, при этом не всегда желая признавать действительность. Если происходит что-то не по его желанию, легко может расстроиться, но очень быстро «отходит» и вновь включается в общую деятельность.

 

Фортынская Эмилия

Эмилия в прошлом году уже посещала первый класс, поэтому учиться ей легко. Несмотря на прошлый опыт и некоторые знания, она с удовольствием слушает любой материал, очень легко воспроизводит услышанное. Подвижная «юла» никогда не сидит на месте, всегда активна, всегда хочет отвечать. При этом она старается во всем быть первой и главной, крича от возмущения, если что-то выходит не так, как она хочет. Хитрость и ум позволяют ей всегда находиться в центре внимания, никакое действие не проходит без ее участия.  В тетрадях рисунки Эмилия старается сделать красивыми, но темперамент не позволяет ей работать медленно и методично, что сказывается на работе: чаще всего она заканчивает первой, но рисунки при этом необходимо дорабатывать. Зато в тетрадях по письму у Эмили порядок и спокойствие, она быстро и аккуратно прописывает буквы.

 

Чернолуцкая София

Соня самая маленькая в классе – ей всего 5 лет и 4 месяца. Однако, обладая сангвиническим темпераментом, она всегда старается «вершить дело». Она наряду со всеми участвует во всех делах класса, при этом часто повторяя действия за другими, что объясняется особенностями возраста. Всегда желает, чтобы было так, как она хочет, может даже в драку полезть, если что-то ей не подходит! Очень социальная и подвижная девочка. Есть моменты, связанные с коррекцией речи, поэтому София занимается с логопедом. Тетради у Сони имеют основную сангвиническую черту: всего много, цвета слегка наляписты, много нитеобразных рисунков. Она старается все сделать раньше всех, но при этом страдает качество. Непросто Софии работать с каллиграфией, все-таки, она еще не совсем созрела для этого, поэтому и буквы не всегда пропорциональны. Но для этого еще придет время.

 

Добровольская Злата

Злата – типичный меланхолик. Ей так хочется, чтобы все было красиво! Очень тихая девочка, которая расстраивается в любом случае, когда ее не выберут в какой-то игре, когда не она первая стоит в ряду, чтобы поздороваться. При этом тетради ее самые аккуратные в классе, рисунки мягкие и спокойные, а письмо приближается к каллиграфическому: Злата пишет быстро и аккуратно. Злата всегда вежлива, прежде, чем сделать что-то, поинтересуется, можно ли это сделать. С ребятами старается не конфликтовать, избегая ссор. Свое мнение отстаивать особо не любит, предпочитая отойти в сторону и тихо поплакать. При этом девочка всегда солнечная и любит улыбаться.

 

Стыркул Егор

Егор – самый старший в классе. В прошлом году он уже посещал первый класс. Но при этом многие навыки ему приходится оттачивать заново. Как сангвиник, Егор очень подвижен, любит находиться в кругу девочек. Работая в тетрадях, он не особо задумывается, получится ли аккуратно. Никогда не просит помощи, хотя часто в ней нуждается. Говорит Егор мало, почти никогда не возмущается, хоть, как и любой ребенок, не всегда бывает прав в своих действиях. Егор любит помогать, его даже не надо просить о помощи: к примеру, как только надо раздать тетради, он делает это самостоятельно, без просьбы учителя. Пишет в тетрадях Егор быстро, но не всегда получается аккуратно, так что, еще есть над чем работать!

 

Блинштейн Марк

Марк – подвижный, жизнерадостный, громкоголосый сангвиник. Мальчик, который всегда хочет находиться в центре внимания и всех событий. Марк живо интересуется всем, что происходит в классе, всегда активно участвует в рассуждениях, играх. Марк не стесняется просить о помощи, если у него что-то не получается. Он часто делится с ребятами своими игрушками, старается быть мировым судьей во всех спорах между детьми, рассуждая здраво и логично. Не все буквы еще получаются, но Марк ответственно выполняет задания, которые даны. Иногда, когда эмоции «перешкаливают», Марк довольно бурно и громко реагирует, но это типично сангвиничные проявления. Есть у Марка определенный комплекс по поводу своих длинных волос, так что, семье стоит задуматься о том, чтобы сменить имидж Марка, пока не пришла пора «взрыва» в нем самом.