АСТР


Русский язык и чтение

 


Программа вальдорфской школы начинается с устной традиции - самой первой формы сохранения знаний человечества. Устный подход используется на протяжении всего обучения ( в ритмических частях урока, в рассказывании историй, сказок, фонетических сказок..). Вначале чтению уделяется меньше внимания. На самом деле чтение в школе следует за усвоением основ письма - так же точно, как это сделало человечество - придумало письменность прежде, чем начало читать. Когда начинаем преподносить основы письменности в первом классе, этим мы помогаем детям открыть каждую букву примерно так же, как это делали древние люди, выводя форму буквы из пиктограммы. Письмо возникает из художественных работ детей, и их способность к чтению появляется вполне естественно, без усилий как ступень овладения речевым общением. Дети создали свои собственные красочные учебники по каждому предмету, это их основные тетради. В первом классе такие учебники в основном состоят из рисунков, которыми дети иллюстрируют услышанную сказку, историю, пишут первые буквы, а затем и слова. На самом деле они фиксируют самые первые свои шаги по направлению к миру формального образования, овладевая понятиями системы письма, ведущей к самому письму, а затем и к осознанному чтению. При изучении букв сначала дети читают с доски слова с этой буквой: современные, архаичные, диалектные, прямое и переносное значение слов, пословицы, поговорки, скороговорки, образные выражения, синонимы, антонимы, омонимы, материал для составления рассказов, диалогов… а затем они читают то, что они записали в тетрадях на главном уроке и только затем «Букварь».

У нас в 1 классе прошли три эпохи по русскому языку. На уроках учились интонировать речь, правильно произносить звуки, развивали память, умение пересказывать сказки, истории. Учились слушать и слышать, читать и писать, вычленять из потока речи слова, звуки ( гласные и согласные).      Такое изучение материала  позволяло осуществлять переход от просторечия к образному, литературному языку посредством рассказывания и пересказывания, и при этом не убивался дух живого детского языка.
      Пестрые образы сказок, возбуждающие силу представлений в ребенке дают материал для рассказов в 1 классе. Только сказка должна быть обязательно рассказана, а не прочитана. Тогда все рассказанное становится для ребенка живым. Необходимо различно окрашивать рассказ для детей разных темпераментов. При проживании эпох букв мы занимались рецитацией, работой над звуком. Очень важен подбор стихотворений, их художественная форма, мелодия речи, рифма, ритм. Радует то, как легко и много дети выучили стихотворений, связанных с изучением букв и с тематикой по временам года.

         Со второго полугодия мы начали писать слова, предложения, тексты в больших нелинованных тетрадях   (формат A4), рисование крупных букв сменилось четкими изображениями букв, выполненными цветными карандашами. Дети упражнялись не только в технике письма, но и в грамотности: находили места в словах, где произношение не совпадает с написанием. Оформлению тетради Рудольф Штейнер придавал большое значение, ибо благодаря эстетической заинтересованности в собственном письме пишущий ребенок интенсивнее связан со своей деятельностью.

         Что касается детей, уже умевших читать и писать, то они, как правило, оказываются настолько глубоко поглощенными художественной деятельностью и эмоциональными переживаниями от услышанных историй, что приобретенная ими ранее способность почти теряет свое значение на время действия, а затем восстанавливается, став более прочной.

         К концу года все дети научились осознанно выразительно читать словами и слогами тексты объемом 80 -100 слов. Отвечать вопросы по содержанию, находить в тексте предложения для ответа на вопрос. Умеют определять тему и цель текста. Нравится детям играть сказки, истории по ролям; по аналогии с прслушанным, увиденным составлять небольшие собственные рассказы, сказки, загадки по данному началу, составляют рассказ по рисункам. Норма техники чтения после 1 класса: 25 – 30 слов в минуту. Дети стараются гармонично располагать текст в основных нелинованных тетрадях. Могут уже списывать небольшие рукописные тексты в основную тетрадь и оформлять их рамочками и рисунками, могут под диктовку писать слова, которые не расходятся с произношением и включающие сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, оро, оло; чк, чн, щн,  писать большую буквув начале предложения и точку в конце.

  

Василевская Ева

Ева активная, внимательная, старательная ученица. Говорит в быстром темпе, слова произносит  чётко, свободно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя. У нее очень хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, беглое. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Техника чтения 47 сл./мин. Ева овладевает знаниями и практическими навыками правописания на высоком уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написала на достаточном уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!

 

Гараева Лейла

Лейла активная, внимательная, старательная ученица. Говорит в быстром темпе, с повторами, слова произносит не всегда чётко, но свободно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее очень хорошо развита речь, но не всегда контролирует произношение, хороший словарный запас, цепкая память. Она читает бегло, но не всегда осознанно, старается читать выразительно, может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 65 сл./мин. Лейла овладевает знаниями и практическими навыками правописания на достаточном уровне. Она может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, иногда допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написала на достаточном уровне.

 

Гераськин Дима

Дима активный, внимательный, старательный ученик. Он говорит в умеренном темпе, с повторами, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, контролирует свое произношение , простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 20 сл./мин. Дима может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, иногда допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

 

Гладких Тимур

Тимур активный, внимательный, старательный ученик. Он говорит в быстром темпе, иногда с повторами, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 32 сл./мин. Тимур может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

 

Знатокова Рита

Рита активная, внимательная, старательная ученица. Говорит в быстром темпе, слова произносит  чётко, свободно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее очень хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Она читает осознанно, бегло и старается читать выразительно, может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 55 сл./мин. Рита овладевает знаниями и практическими навыками правописания на высоком уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написала на высоком уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!

 

Калинин Остап

Остап не очень активный, но внимательный, старательный ученик. Он говорит в умеренном темпе, с повторами, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, контролирует свое произношение,  простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 31 сл./мин. Остап может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован.

 

Ленц Ева

Ева внимательная, старательная ученица. Говорит в умеренном темпе, слова произносит  чётко, свободно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее очень хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам,  может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Техника чтения 28 сл./мин. Ева может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее (много пропусков), иногда допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма полностью еще не  сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

Минчева Саша

Саша внимательная, старательная ученица. Говорит в умеренном темпе, слова произносит  чётко, свободно, выразительно, но тихо, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее очень хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам,  может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 20 сл./мин. Саша овладевает знаниями и практическими навыками правописания на высоком уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написала на высоком уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!

 

Несмиян Давид

Давид активный, внимательный, старательный ученик. Он говорит в умеренном темпе, с повторами, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 22 сл./мин. Давид может списывать  слова и предложения написанные печатным и рукописным шрифтом, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написал на высоком уровне. Молодец!

 

Пасечник Петя

Петя активный, внимательный, старательный ученик. Он говорит в быстром темпе, с повторами, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 25 сл./мин. Петя может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

 Прохорова Соня

Соня внимательная, старательная ученица. Говорит в умеренном темпе, слова произносит  чётко, свободно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее очень хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам,  может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 20 сл./мин. Соня овладевает знаниями и практическими навыками каллиграфии и правописания на высоком уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Годовую контрольную работу написала на высоком уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!

 

Руденко Тимур

Тимур активный, внимательный, старательный ученик. Он говорит в умеренном темпе, с повторами, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 28 сл./мин. Тимур может списывать  слова и предложения написанные печатным и рукописным шрифтом, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма полностью еще не сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

 

Санникова Полина

Поля активная, внимательная, старательная ученица. Говорит в быстром темпе, слова произносит  чётко, свободно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее очень хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам,  может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 31 сл./мин. Поля овладевает знаниями и практическими навыками правописания на высоком уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написала на высоком уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!

 

Соркин Даниэл

Даня внимательный, старательный ученик. Он говорит в очень умеренном темпе, с повторами, но при этом хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 40 сл./мин. Даня может списывать  слова и предложения написанные печатным и рукописным шрифтом, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написал на высоком уровне. Молодец!

 

Струстранд Кира

Кира активная, внимательная, старательная ученица. Говорит в быстром темпе, слова произносит  чётко, но не всегда правильно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее развита речь, неплохой словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам,  может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 35 сл./мин. Кира овладевает знаниями и практическими навыками правописания на хорошем уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написала на высоком уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!

 

Фортынский Саша

Саша не всегда активный, внимательный и старательный ученик. Он говорит в умеренном темпе, с повторами, достаточный словарный запас, неплохая память. Чтение незнакомого текста  не всегда осознанное, правильное; простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 15 сл./мин. Саша может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, хорошо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

Хвостов Георгий

Георгий не всегда активный, внимательный и старательный ученик. Он говорит в быстром темпе, с повторами, достаточный словарный запас, неплохая память. Чтение незнакомого текста  не всегда осознанное, правильное; простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам. Знакомые тексты читает с соблюдением логических ударений,  пауз и интонаций. Может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 16сл./мин. Жора может списывать  слова и предложения написанные рукописным шрифтом, с печатным – сложнее, редко допускает ошибки при списывании и письме под диктовку, слабо  проводит звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Каллиграфический навык письма сформирован. Годовую контрольную работу написал на достаточном уровне.

Чжанг Лилия

Лиля активная, внимательная, старательная ученица. Говорит в умеренном темпе, слова произносит  чётко, но не всегда правильно, выразительно, в меру громко, может  связно передать услышанное, увиденное, умеет сосредоточенно слушать учителя, У нее хорошо развита речь, хороший словарный запас, цепкая память. Чтение осознанное, правильное, плавное, простые слова читаются словом, слова со сложной структурой читает  по слогам,  может пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. Техника чтения 19 сл./мин. Лиля овладевает знаниями и практическими навыками правописания на хорошем уровне. Радует, что с большинством заданий она справляется самостоятельно. Каллиграфический навык письма  сформирован. Годовую контрольную работу написала на высоком уровне. Ответственная, целеустремлённая, аккуратная. Молодец!