АСТР


Математика

 


В вальдорфской школе математика служит ареной для нормального воспитания. Ведь всегда, когда мы что-то считаем, в наши расчеты проникает эгоизм. Наш интеллект стремится присваивать. Этому должны противостоять сердце и воля. В этом и состоит задача математики  - научиться не только знаниям предмета, но выработать умение чувствовать сердцем.

После эпохи рисования форм мы смогли перейти к непосредственному изучению арифметики – к числам и цифрам, а также началу счета.

Знакомясь с единицей, мы приносим в класс палку и, ломая ее пополам, говорим – Видите, я разломала палку на две части, но с тобой, Дима, или с кем-то другим я так поступить не могу. Ты – единство. Для этого единства я употребляю такой знак: 1.

Тем самым опять всплывает – но уже в новом качестве – прямая первого урока. Затем дети начинают искать это единство в мире. Что же еще не делимо – Солнце. Даже само название произошло от слова solus – один. Отсюда и солист – тот, кто поет один.

Продолжая знакомство с числами и цифрами, переходим к 2. Я снова говорю детям – ты, как и всякий из нас единое целое, но у тебя 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, 2 уха. И рисуем круг как целое и делим его кривой, напоминающей двойку. Начинаем искать в мире части целого – день и ночь, холод и тепло, вода и огонь.

По аналогии я продолжаю знакомить детей с последующими членами цифрового ряда.  Отмечая, что 3 – это тройка, и трио времен года состоит из 3х месяцев, а моя дружная семья – это мама, папа и я.

Переходя к четверке, мы говорим о четырех мировых стихиях. Это вода, огонь, воздух и земля. Рассматриваем также животных, у которых 4 лапы.

В случае пятерки я указывала на руку – Вот рука, она делится на пальцы, их пять. Для пяти мы введем знак руки. При этом показываем руку с четырьмя сведенными пальцами и общим большим, получается римское обозначение для пяти – V. Рассматривали также и яблоко, внутри которого есть пятилучевая звезда.

Знакомясь с шестеркой, мы переносимся на цветущий луг вместе с роем пчел, собираем нектар, возвращаемся к улью и вместе с пчелами разносим нектар в соты. Мы представляем путь пчелы к сотам и приближаясь к их центру образуем цифру шесть.

Рассматривая цифру семь, мы обратилась к сказке «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя, срывая последний седьмой лепесток с цветка, загадывает желание о выздоровлении своего друга. И беседуя о семерке мы говорим о главных человеческих ценностях. Также мы на этом уроке говорим о 7 днях недели, называя каждый день своим именем, о радуге.

Изучая цифру 8, мы погружаемся мировой океан и наблюдаем за осьминогами, за их поведение, движением. Таким образом, мы определяем у него восемь ног, которые, плавая наперегонки, образуют цифру восемь. Хочется рассказать им о петле, о знаке бесконечности, но это информация будущего.

Цифра 9, пожалуй, самая загадочная из всего цифрового ряда. Для изучения образа мы знакомим детей с легендой о Деве Марии. Мы говорим, что 9 - это женская тайна, так как девять месяцев Мария носила под сердцем Иисуса, и каждый из нас девять месяцев так же был под сердцем матери.

Познакомиться с десятью нам помогали наши любимые гномы. Они умели считать только до десяти, так как у них было только десять пальчиков. Собирая камушки и складывая их в мешочек, они загибали пальчики, и когда десять пальчиков они загнули, то в мешочке оказывалось 10 камушков, и такой мешочек надо было завязать. Для гномов это был один мешочек с десятью камушками, а в математике это зовется – один десяток.

Таким образом мы рассмотрели числа до 10.

Итак, математика в 1 классе началась с деления. Сначала сделайте, а затем мы это выучим. Мы начали путь от действия к пониманию. Именно через образы дети поняли то, что в них заложено. Работа над числом и цифрой шла в 6 этапов:

·         История;

·         Рисунок;

·         Образ цифры;

·         Написание арабских цифр;

·         Обозначения количества и обозначение римскими знаками;

·         Работа над составом числа;

 

Важным аспектом на уроках математики является часть, на которой можно закреплять навыки устного счета, ритмический счет, который обязательно сопровождается движениями тела – хлопками, приседаниями, притопыванием и т.д. С помощью разнообразных стихотворений. 

Вторая эпоха уже более четко подвела детей  к осознанию характера отдельных арифметических операций в пределах 20. Они называются, и вводятся их знаки. Вначале закреплялся состав чисел первого десятка, познакомились со сложением и вычитанием  в пределах 20, а на ритмических частях выделяли числовые ряды, которые  готовят малую таблицу умножения. Счёт и запись чисел расширили до 120. Третья эпоха продолжала начатое ранее, центральным её моментом становится введение начальной таблицы умножения. Дети должны иметь четкое представление о порядке чисел с помощью постоянных тренировок в ритмическом счёте, а также уметь внутреннее обозревать числовое пространство в области первой сотни.

В целом в течение первого учебного года закладывается много зёрен, которые дадут результат лишь во втором классе. Поэтому надо спокойно уметь ждать, пока разные дети усвоят пройденный материал и разовьют способности в математике. Именно в математике, как и в музыке, способности чрезвычайно различны, и то, чему одного ребёнка вряд ли надо учить, другим ребёнком усваивается довольно медленно. Очень важно, чтобы при этом не развился страх не справиться с заданиями, так как это может привести к тяжёлым нарушениям, которые в течение всей жизни будут тормозить развитие математических способностей.

         На уроках математики мы учились:

  • различать предметы по форме, по величине;
  • узнавать геометрические формы;
  • располагать предметы в пространстве. 
  • задавать вопросы
  • устанавливать соответствия между порядковыми и количественными числительными.
  • сравнивать предметы по различным признакам.
  • располагать предметы в порядке увеличения, уменьшения…
  • сопоставлять предметы; объяснять; логически мыслить; доказывать.
  • узнали о способах образования натуральных чисел(2-10);
  • умение писать все цифры, число 10.
  • составлять математический рассказ по сюжетной картинке (задачу); рассуждать; логически мыслить.
  • моделировать математические отношения; знать знаки «+» и «-».
  • отличать прямую и кривую линии ; находить их в окружающем пространстве.
  • определять геометрические фигуры, их особенности; выделяем  признаки четырёхугольника.
  • знаем  понятие «сумма»; умеем  читать примеры на сложение по-разному.
  • знаем понятие «разность»; умеем читать примеры на вычитание  по-разному.
  • знаем  способы образования натуральных чисел  путём присчитывания и отсчитывания единицы;
  • знаем термины, связанные с понятием «задача»(условие, вопрос, решение, ответ);
  • выбирать действие при решении задачи;
  • учили ритмический счет двойками , тройками, пятерками, десятками, сотнями и даже тысячами;
  • логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ;

работать самостоятельно.     

 

Василевская Ева

На высоком уровне усвоила программу. Быстро запоминает и легко воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.

Гараева Лейла

У Лейлы только формируется переход от конкретного счета к абстрактному, и ей еще тяжело даются вычисления примеров без камушков, мешочков... Трудности вызывает и выбор действия при решении задач. Алгоритм решения типичных примеров, задач вырабатывается у нее лишь путем многократных упражнений. Но Лейла не отчаивается, а берет себя в руки и упорно работает. Молодец! 

Гераськин Дима

На достаточном уровне усвоил программу. Хорошо запоминает и воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает активно, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо

 Гладких Тимур

На высоком уровне усвоил программу. Быстро запоминает и легко воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.

 Знатокова Рита

На высоком уровне усвоила программу. Быстро запоминает и легко воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.

 Калинин Остап

На достаточном уровне усвоил программу. Хорошо запоминает и воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает хорошо, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо. Мог бы работать и на более высоком уровне, но проявляет неуверенность в собственных силах, иногда нуждается в направляющей помощи со стороны взрослого.

 Ленц Ева

На достаточном уровне усвоила программу. Знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает хорошо, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо. Могла бы работать и на более высоком уровне, но много пропустила учебного времени и поэтому  проявляет неуверенность в собственных силах, иногда нуждается в направляющей помощи со стороны взрослого.

Минчева Саша

На достаточном уровне усвоила программу. Знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает хорошо, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо. Могла бы работать и на более высоком уровне, но проявляет неуверенность в собственных силах, часто нуждается в ободрении и помощи со стороны взрослого.

 Несмиян Давид

На достаточном уровне усвоил программу. Знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает хорошо, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо. Мог бы работать и на более высоком уровне, но проявляет неуверенность в собственных силах, иногда нуждается в ободрении и помощи со стороны взрослого.

 Пасечник Петя

На достаточном уровне усвоил программу. Хорошо запоминает и воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи, но из-за своей торопливости иногда допускает ошибки. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.

 

Прохорова Соня

На достаточном уровне усвоила программу. Знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает хорошо, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо. Могла бы работать и на более высоком уровне, но проявляет неуверенность в собственных силах, иногда нуждается в направляющей помощи со стороны взрослого.

 Руденко Тимур

На высоком уровне усвоил программу. Быстро запоминает и легко воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи. Единственное жаль, что почерк еще не установился (слабая рука), и работы в тетрадях выглядят неаккуратными. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.

 Санникова Полина

На достаточном уровне усвоила программу. Быстро запоминает и легко воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи, но из-за своей торопливости иногда допускает ошибки. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.

 Соркин Даниэл

На достаточном уровне усвоил программу. Знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи. На уроках математики работает хорошо, дополнительными заданиями  интересуется, но не успевает их делать, выполняет только то, что необходимо. Мог бы работать и на более высоком уровне, но много пропустил учебного времени и поэтому  проявляет неуверенность в собственных силах, иногда нуждается в направляющей помощи со стороны взрослого.

 Струстранд Кира

На достаточном уровне усвоила программу. Знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно решает задачи, но из-за своей торопливости иногда допускает ошибки. На уроках математики работает активно, но дополнительными заданиями  не интересуется, выполняет только то, что необходимо.

 

Фортынский Саша

У Саши еще не сформировался переход от конкретного счета к абстрактному, и ему тяжело даются вычисления примеров без камушков, мешочков... Трудности вызывает и выбор действия при решении задач. У Саши заниженная самооценка, от того он часто в трудностях отчаивается и замыкается. Ему нужно помогать, ободрять. Пройдет время и все наладится: упрямство перейдет в упорство, неудачи – первый шаг к победе… Главное, что Саша не только хочет быть лучшим в учебе, но и старается на этом пути. Верьте в него! Получает задание на лето.

Хвостов Георгий

У Жоры еще не сформировался переход от конкретного счета к абстрактному, и ему тяжело даются вычисления примеров без камушков, мешочков... Трудности вызывает и выбор действия при решении задач. И, кажется, что это не потому что не может, а потому, что не хочет. Ему легче списать, чем самому сделать, может и не доделав работу, бросить. Но когда заставишь работать, то злится и делает, и, оказывается, многое знает и может. Получает задание на лето.

Чжанг Лилия

На достаточном уровне усвоила программу. Быстро запоминает и легко воспроизводит ритмические ряды, знает состав чисел, владеет математической терминологией, самостоятельно на высоком уровне решает задачи. На уроках математики работает активно, интересуется заданиями повышенной сложности.